Основания для обжалования постановки земельного участка на кадастровый учет (для снятия земельного участка с кадастрового учета)
Основанием для обжалования постановки земельного участка на кадастровый учет является нарушение процедуры постановки земельного участка на кадастровый учет, установленной ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
Как правило, при обжаловании постановки на кадастровый учет заинтересованные лица ссылаются на основания для отказа в осуществлении кадастрового учета, которые закреплены в ст. 27 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
Одним из таких оснований является несогласование границ земельного участка, о кадастровом учете которого предоставлено заявление. Ст. 39 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» предписывает в обязательном порядке согласовывать местоположения границ земельного участка с заинтересованными лицами, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости. К заинтересованным лицам отнесены: лица, обладающие смежными земельными участками на праве собственности, пожизненно наследуемого владения, постоянного бессрочного пользования, аренды. Сведения о таком согласовании должны содержаться в межевом плане, который является обязательным документом, представляемым заявителем для кадастрового учета.
Положения ст. 39 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» подтверждаются также нормой п. 4 ст. 69 ЗК РФ, согласно которой при проведении землеустройства обеспечивается учет законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты при его проведении, путем извещения их в письменной форме землеустроителями не позднее чем за семь календарных дней до начала работ. При этом отсутствие при проведении землеустроительных работ надлежащим образом извещенных лиц не является препятствием для проведения землеустройства.
Как отмечено в Письме Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Министерства экономического развития РФ от 09.10.2009 г. за N 14-8005-ВК, в состав приложения к межевому плану может быть включена заверенная органом, осуществляющим ведение фонда данных, копия акта согласования границ земельного участка (с приложенной копией схемы границ земельного участка), а также при необходимости копии документов, подтверждающих полномочия представителей заинтересованных лиц на участие в согласовании. При отсутствии в данном акте согласования границ земельных участков подписей заинтересованных лиц в приложение к межевому плану включаются заверенные в вышеуказанном порядке копии документов, подтверждающих извещение в установленном порядке таких заинтересованных лиц.
Наличие не снятых при согласовании местоположения границ земельных участков обоснованных возражений, которые подтверждаются соответствующими документами, включенными в землеустроительное дело либо записями в акте согласования, свидетельствует об отсутствии согласования местоположения границы со стороны соответствующего заинтересованного лица.
Субъекты, которые могут обратиться в суд с заявлением
Исходя из судебной практики, можно сделать вывод, что с заявлением об обжаловании решения о постановке на кадастровый учет земельного участка вправе обратиться любые лица, которые могут доказать, что это решение нарушает их права, в том числе и собственник смежного земельного участка.
Срок для обжалования решения о постановке на кадастровый учет
ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» не содержит срока для обжалования решения о постановке земельного участка на кадастровый учет. Учитывая судебную практику по данному вопросу, можно сделать вывод, что по делам данной категории суды применяют сроки, установленные в ст. 256 ГПК РФ.
Так в соответствии с ч. 1 ст. 256 ГПК гражданин вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании решения органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод (Решение Советского районного суда г. Владивостока Приморского края от 01.03.2011 г. по делу № 2-424/11).
При этом некоторые суды указывают, что по делам данной категории подразумевается, что заявитель должен узнать о нарушении своих прав не позднее проведения межевания земельного участка и постановки его на кадастровый учет (Постановление Федерального арбитражного суда северо-западного округа от 30.08.2011 г. по делу N А56-17637/2010).
Пропуск предусмотренного трехмесячного срока при отсутствии уважительных причин для его восстановления является самостоятельным и достаточным основанием для отказа в удовлетворении заявления (Постановление Президиума ВАС от 19.04.2006 N 16228/05).
Какой документ обжалуется
При оспаривании заинтересованным лицом постановки земельного участка на кадастровый учет обжалуется решение о постановке земельного участка на кадастровый учет. В просительной части, как правило, заявители просят:
- признать незаконными действия кадастровых органов по постановке на кадастровый учет земельного участка;
-обязать кадастровые органы снять земельный участок с государственного кадастрового учета (исключить из государственного кадастра сведения о земельном участке).
Ответчиком по заявлению выступает уполномоченный орган в области кадастрового учета. В настоящее время уполномоченным органом в области кадастрового учета является Филиал федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Воронежской области, которая является правопреемником федерального бюджетного учреждения «Кадастровая палата» по Воронежской области.