«Нам уже звонят из других салонов красоты и спрашивают, успели ли мы закупить товары до начала эпидемии в Китае, просят перепродать, — рассказывает владелица салона красоты «ОбраZ» Людмила Иванова. — Примерно 10% всех необходимых для работы салона товаров китайские: одноразовые перчатки и простыни, салфетки, маски, ватные диски. Они уже подорожали на 10-50%. При этом заказ теперь нужно делать за 2 недели, а не как мы привыкли: сегодня заказал — завтра доставка. И это пока у поставщиков еще сохранились остатки. Когда они закончатся, будет новая волна подорожания и гораздо более серьезный дефицит. Пока мне сложно оценить потери для бизнеса — у нас еще был небольшой запас, но через 2-3 месяца расходы однозначно вырастут.
CПРАВКА
Коронавирус (COVID-2019) — вирус, который впервые зафиксировали в декабре 2019 года в китайском Ухане. Симптомы коронавируса схожи с симптомами пневмонии или тяжелого ОРВИ. На конец февраля число зараженных по всему миру превышало 102 тыс. человек.
Как вирус уже повлиял на воронежский бизнес?
Турагентства
1-3% от числа всех клиентов турагентств не полетели на отдых в Китай
(стоимость тура в среднем 65 тыс. рублей, то есть с каждого непроданного тура турагентства потеряли около 3 тыс. рублей).
15-20% туристов отказались от поездок в Италию,
стоимость тура — от 80 тыс. рублей (потери от 4-5 тыс. рублей с тура). Таких туров одно турагентство в среднем продавало от 2 до 7-8 (зависит от сезона, качества работы самих турагентов, акций от туроператоров и т. д.).
Аптеки
Спрос на маски увеличился на 50%.
«Но то, что аптеки могут как-то колоссально заработать на вирусе — миф, — убежден владелец сети «Фармия» Роман Кубанев. — Спрос на противовирусные средства не изменился — все в рамках обычной сезонности, даже немного упал по сравнению с прошлым годом. Мы связываем это с аномально теплой погодой в эту зиму. Во время эпидемии обычного гриппа люди закупают лекарств гораздо больше. Но, повторюсь, в этом году все достаточно стабильно».
Частная медицина
Несмотря на то что в частных медцентрах не делают анализов на коронавирус, их посещаемость выросла на 13,8%. Рост прежде всего сезонный, но пациенты чаще спрашивают о коронавирусе. Каждый 14-й пациент приходит в маске.
Ритейл бытовой техники
Поставки товаров задерживаются на 1-2 недели. Товары из Китая составляют от 10-15% в ассортименте воронежских магазинов (на примере магазина «Фенко»), но могут составлять и 50% и больше (зависит от сети).
Какие последствия могут быть при росте заболеваемости?
Турагентства
От запланированных поездок могут отказаться до 20-25% туристов
«Я бы не назвала ситуацию критической сейчас, — рассуждает директор Queens Tour Виктория Сергеева. — В основном туристы не отказываются полностью от отдыха, а переориентируются на другие направления, российские или зарубежные, где нет вспышек коронавируса. Но если тенденция по заболеваемости будет продолжаться, то люди не поедут не только в страны, где есть эпидемия, но и в соседние. К примеру, рядом с Италией — Хорватия, и поездки в нее сократятся или прекратятся вовсе. И турагентства начнут банкротиться».
Потребительский рынок (одежда, мебель)
Курс евро уже поднялся на 4 рубля. Это значит, что цены на зарубежные товары вырастут пропорционально
«В Италии есть вспышка коронавируса, но даже на тех, кто работает напрямую с итальянскими товарами, это никак не скажется, — комментирует директор салона «Мебель Италии» Владимир ЛИСОВСКИЙ. — Роста цен нет: фабрики как работали, так и работают. Но повышение цен будет из-за роста курса евро».
Владелец спортивных магазинов Sportivi Евгения Гребнева рассказывает, что уже сейчас поставщики предупреждают о том, что аксессуары, привозимые раньше из Китая, нужно заказывать за полгода. Из-за дефицита товаров будет однозначный рост цен.
В среднем рост цен будет минимум на 5%.
Ритейл бытовой техники
На 10% вырастут цены на бытовую технику
Наш комментарий:
Людмила Белобрагина, младший юрист консалтинговой группы «Дивиус» специально для сетевого издания "De Facto Воронеж".
«Бизнесу нужно быть готовым, что китайские поставщики могут не выполнять обязательства, ссылаясь на форс-мажор.
Некоторые китайские поставщики расторгают контракты на поставку товаров, ссылаясь на форс-мажорные обстоятельства. И при этом не несут никакой ответственности, а российский бизнес должен нести убытки. На наш взгляд, если и признавать распространение вируса форс-мажорным обстоятельством, то данный факт требует международного закрепления и всеобщей огласки. ТПП уже обратилось за решением этого вопроса к правительству России с целью пересмотра сроков исполнения обязательств по российско-китайским контрактам. Что может сделать бизнес, чтобы подстраховаться? Максимально проверить тех контрагентов, которые потенциально могут сотрудничать с китайскими поставщиками, в части сроков исполнения обязанностей. Возможно, прописать допсоглашения к договорам в связи со сложившейся ситуацией. Чтобы не оказаться в ситуации, когда поставщик задерживает товар вам, а вы, в свою очередь, срываете сроки и не выполняете договоренности перед добросовестными контрагентами.»
- Отпуск во время карантина. Советы работодателям
- Является ли коронавирус форс-мажорным обстоятельством, позволяющим китайским покупателям расторгать договоры без отрицательных последствий и ответственности?