
В июне-июле 2016 года Государственной Думой шестого созыва перед уходом на отдых было принято более ста пятидесяти различных законов. Безусловно, качество этих законов оставляет желать лучшего. Так получилось и с законом, который ввёл мораторий на проведение переоценки кадастровой стоимости.
После прочтения закона и понимания того, что ждёт регионы в будущем году, многие из них сошлись в необходимости отмены моратория на кадастровую оценку. И, по всей видимости, их голоса были услышаны.
Нормы закона, указывающие на отмену моратория на переоценку кадастровой стоимости.
Вышеуказанный закон напрямую не отменяет введённый ранее мораторий на изменение кадастровой стоимости. По факту, он даёт возможность региональным властям самостоятельно принимать решение о том, какая из кадастровых стоимостей будет применяться:
- та, которая действовала по состоянию на 01.01.2014 г., или на первое января года, в котором впервые начала действовать (вне зависимости от того, была ли в дальнейшем проведена кадастровая переоценка);
- если кадастровая стоимость, определённая после 01.01.2014 г., стала меньше действовавшей до этого кадастровой стоимости.
Как сейчас применяется кадастровая стоимость в связи с мораторием?
Как я уже писал в предыдущей статье о моратории на оспаривание кадастровой стоимости, есть ряд регионов, в которых за период с 01.01.2014 г. по настоящее время уже прошла переоценка кадастровой стоимости.
В Воронежской области ситуация ещё интереснее. Из-за нерасторопности в утверждении результатов государственной кадастровой оценки новая стоимость вступила в силу только 14.01.2016 г., и должна применяться лишь с 01.01.2017 г. Дата новой оценки на территории Воронежской области - 01.01.2014 г.
Получается, что по состоянию на конец 2016 года в Воронежской области применяются две кадастровые стоимости с оценками на 01.01.2009 г. и 01.01.2014 г., соответственно. Первая кадастровая оценка ввиду ситуации, описанной выше, действует для исчисления налога, вторая - для аренды и выкупа.
Как поступят регионы, чтобы сохранить собираемость налогов?
Бюджеты многих регионов каждый год рассчитываются исходя, в том числе, и из будущих поступлений налогов. Поэтому, наверное, не стоит рассчитывать на снисходительность.
Исходя из вносимых в закон о моратории изменений, перед регионами (на примере Воронежской области) встаёт очень непростая задача. Им предстоит сделать выбор, а именно:
- установить, что с 01.01.2017 года будет применяться кадастровая стоимость, действовавшая на 01.01.2014 г., то есть старая кадастровая оценка, проведённая в далеком 2010 году по состоянию на 01.01.2009 г. Здесь вероятна ситуация, при которой бюджет Воронежской области похудеет из-за недополучения налогов в будущих налоговых периодах, и это замедлит развитие региона.
- установить, что с 01.01.2017 года будет применяться новая кадастровая оценка, проведённая по состоянию на 01.01.2014 г. В этом случае бюджет Воронежской области может рассчитывать на увеличение суммы, приходящейся на земельный налог, на 30% - 50%. Именно такое увеличение кадастровой стоимости ждёт жителей Воронежской области.
- установить наименьшую из двух, перечисленных выше. На мой взгляд, этот вариант будет самым гуманным по отношению к собственникам и арендаторам земельных участков, а особенно к бизнесу. Налоги от которого являются наиболее существенными и значительными среди общих поступлений.
- извернуться и найти не перечисленный мной вариант, чтобы людей не обозлить и себя не обидеть.
Как повлияет отмена моратория на пересмотр кадастровой стоимости?
По большому счёту, третий из перечисленных мной вариантов изначально находился в принятой редакции закона о моратории и был бы реализован, если бы не изменения, о якобы отмене моратория на изменение кадастровой стоимости.
В этой связи есть у меня огромные сомнения относительно «полезности» для бизнеса закона об отмене моратория на оспаривание кадастровой стоимости.
Что ждёт бизнес в связи с отменой моратория на оспаривание кадастровой стоимости?
Никак не повлияет, а для арендаторов станет только лучше, если выбор падёт на третий вариант. В случае выбора первого кому-то наоборот не повезёт из-за того, что старая кадастровая, установленная на 01.01.2009 г., была выше. Второй вариант в большинстве своём отрицательно повлияет на бизнес, собственников и арендаторов. В этом случае размер уплачиваемого налога и арендной платы увеличится на 30% - 50%.
Что же будет дальше?
Глупо рассчитывать на то, что на этом эпопея с затягиванием гаек в отношении кадастровой стоимости прекратится. С учётом того, что с первого ноября вступил в силу новый приказ об утверждении методических рекомендаций о государственной кадастровой оценке, а с первого января 2017 года вступает в силу закон о государственной кадастровой оценке (которые являются сырыми), стоит рассчитывать на увеличение количества судебных исков не только об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной, но и об оспаривании отказов комиссий.
В одном можно быть уверенным: новой переоценки кадастровой стоимости на территории Воронежской области не будет ближайшие два года.