
Главная задача ФАС — это регулирование конкуренции, основанное на четких требованиях антимонопольного законодательства. Однако в отдельных сферах деятельности бывает сложно квалифицировать какое-либо действие участника спора как нарушение. Причина в отсутствии достаточного нормативного материала.
В частности, рассмотрение дел, связанных с деятельностью организаций на цифровых рынках, существенно затрудняется в силу отсутствия законодательства, регулирующего эту сферу. Оценка нарушений производится часто в индивидуальном порядке, без ссылок на какие-либо четкие правовые нормы.
Показательным примером дела, связанного с цифровыми технологиями (а именно софтом для смартфонов) было рассмотрение жалобы, предъявленной к ООО «ГетТаксиРус» (ООО).
Для пользования услугами ООО «ГетТаксиРус» необходимо было необходимо установить на устройство соответствующее приложение. Однако в процессе установки пользователи обнаруживали, что ранее установленная на смартфоне программа фирмы-конкурента «ГетТаксиРус» препятствует работе приложения.
При обращении в техническую службу ООО «ГетТаксиРус» пользователи получали разъяснение о несовместимости приложений и необходимости удаления программы фирмы, конкурирующей с «ГетТаксиРус». Только в таком случае, как объясняли в службе поддержки, приложение может полноценно работать.
То, что действия «ГетТаксиРус» являются нарушением, очевидно, но дать название этой форме недобросовестной конкуренции (квалифицировать ее в соответствии с антимонопольным законом) в настоящее время невозможно. Поэтому действия «ГетТаксиРус» были квалифицированы как «иная» форма недобросовестной конкуренции, исходя из того, что фирме были нанесены убытки и причинен вред деловой репутации.
Нарушением могут стать действия по предустановке приложений, если условием сотрудничества становится взятие производителем обязательства не пользоваться данной услугой у конкурентов. Нарушением является и невозможность пользователя удалить приложения, не влияющие на работу операционной системы.
Так, в ходе рассмотрения в 2015 году жалобы компании Яндекс на компанию — конкурента Google, поданную в связи с тем, что последняя запрещает отдельным производителям устройств, использующих операционную систему Андроид, предустанавливать на них приложения конкурента. ФАС усмотрел в действиях Google навязывание контрагенту невыгодных для него условий договора.
Однако анализ этого дела наглядно показал, как высок должен быть уровень для доступа разработчиков ПО на рынок, и на возможность достижения этого уровня только крупными компаниями, в том числе зарубежными.
Этот вывод побудил законодателя внести правки в Закон О защите прав потребителей об обязательной предустановке российских ПО на смартфоны и другие технически сложные товары. Для каждого вида гаджета будет предусмотрен свой софт. Пока это проект, но в июле 2010 г. вступит в силу.
Со сроками установки приложений ФАС тоже определилась: для смартфонов – с июля 2010 года, а к 2023 – постепенно для всех устройств.
Такое искусственное регулирование рынка государством неизбежно приведет к падению качества технически сложных товаров и уменьшению спроса на них у потребителей. Сейчас, в условиях жесткой конкуренции, российские разработчики ПО вынуждены стремиться к созданию качественной продукции. Когда все производство окажется в руках отечественных разработчиков, стимул к развитию пропадет.
Кроме того, иностранные фирмы потеряют прибыль на российском рынке за предустановленные приложения, а желание получить качественный софт у покупателя никуда не исчезнет.
Поэтому приобретя само устройство, пользователь будет стремиться установить на него нужные ему приложения. А цены на зарубежный софт неизбежно вырастут.
А встреча с российским софтом уже не за горами…
Консалтинговая групп «Дивиус» предоставляет различные юридические услуги, в том числе представительство в суде.