Информационная пандемия вокруг коронавируса с каждым днем набирает все большие обороты. При этом среднестатистический обыватель зачастую не способен фильтровать информацию, которую предоставляет СМИ и официальные государственные источники. Статистика, профилактика, симптомы, ситуация на мировом рынке под влиянием коронавируса – каждый час транслирует СМИ, создавая панику и «засоряя» наши головы. Однако, актуальные бытовые вопросы в новых условиях распространения вируса так и не рассмотрены.
Однако является ли целесообразным расторжение трудовых отношений в связи с эпидемией коронавируса? Думается, что подобный выход из ситуации является неблагоприятным как для работников, так и для работодателей.
Но как же обезопасить себя и свой бизнес от вируса, не потеряв при этом ни доходы, ни сотрудников? Вариантов несколько: осуществлять профилактические мероприятия в организации, в том числе проводить ежедневный мониторинг состояния здоровья работников; перевести работников в режим «работа на дому» (если это возможно в рамках трудовых функций работника); объявить на предприятии карантин.
Так, если рассматривать ситуацию, сложившуюся в столице, то в силу Приказа мэра Москвы, работодатели обязаны обеспечить измерение температуры тела работникам на рабочих местах с обязательным отстранением от нахождения на рабочем месте лиц с повышенной температурой, а также оказывать работникам содействие в обеспечении соблюдения режима самоизоляции.
Фактически, такая норма Приказа мэра Москвы является непосредственным нарушением Конституции, которой предусмотрена свобода передвижения и выбора места жительства. Однако оценить успешность работы указанной нормы и предотвращения распространение коронавируса возможно будет только спустя время...
Что же все-таки делать работодателям? Как обезопаситься работникам и при этом не потерять рабочее место и заработную плату? Рассмотрим каждый из потенциально возможных вариантов действий.
1. Обеспечить принятие профилактические меры на рабочем месте. Прямая обязанность для жителей Москвы, в силу приказа мэра, и совет для остальных регионов.
Помимо ежедневного мониторинга состояния работника, путем измерения температуры, предлагается обеспечить на рабочих местах максимально безопасную и благоприятную обстановку.
Что же подразумевается под «безопасной обстановкой на рабочем месте»?
Согласно рекомендациям ВОЗ, в профилактику коронавируса входит:
- Использование антисептиков, салфеток со спиртом и обработка рук мылом с водой. Применительно к профилактике в офисе, предполагается возможным обеспечить обработку антисептиками или спиртовыми салфетками рабочих мест/рабочих поверхностей перед началом рабочего дня, а также снабдить рабочие места антибактериальным мылом и прочими антисептическими средствами.
- Обеспечивать проветривание всех помещений, а также снабдить офисные помещения специальной «бытовой» техникой для кварцевания помещений и ионизации воздуха. Определить время в течение рабочего дня, в которое будут проходить мероприятия по кварцеванию и проветриванию помещений.
- Провести инструктаж по принятию профилактических мер вне офиса, а также о том, что в случае появления каких-либо симптомов заболевания – необходимо оставаться дома и работать на аутсорсинге.
2. Работа на дому.
Очевидно, что работать на аутсорсинге сможет не каждое предприятие и не каждый работник, однако существенная доля рабочего функционала может выполнятся персоналом из дома с помощью телефона, ноутбука и Интернета – что в наше время уже есть у каждого. Данный вид «изоляции» является наиболее оптимальным как для работников, так и для работодателей. Так, крупнейшие предприятия РФ, такие как «Яндекс», «Билайн», «Сбербанк», «Mail.ru», «Вконтакте» и др. обеспечили своим работникам возможность работы на дому. При этом работник в праве самостоятельно выбирать формат работы на время эпидемии.
Вам может быть интересно:
Полное юридическое обслуживание организаций любого размера по цене штатного юриста
3. Введение карантина в организации.
Если рассмотреть «карантин на рабочем месте» со стороны законодательства, то можно провести аналогию с «больничным». Как говорит закон, работник получает больничный лист, который предъявляет работодателю с целью получения законного «выходного» и заработной платы. При карантине работающим положено пособие по нетрудоспособности, которое определяется средним заработком и страховым стажем. Однако для работодателя подобная мера будет существенно затратной.
В связи с изложенным, дабы не допустить карантин ни на рабочем месте, ни в регионах, советуем прибегать к первым двум пунктам наших советов.
При этом, настоятельно рекомендуем не поддаваться всеобщей панике и негодованию, фильтровать и выборочно воспринимать всю информацию о коронавирусе. Изучив статистику, стоит обратить внимание на следующие показатели:
Коронавирус пугает своим быстрым распространением и отсутствием вакцины, однако «так ли страшен черт, как его малюют»? Стоит задумываться о состоянии вашего здоровья, здоровья близких и всей планеты в общем не зависимо от эпидемий и пандемий. Здоровый образ жизни, спорт, ежегодные плановые обследования, профилактика – всё это должно быть неотъемлемой частью каждого жителя нашей планеты. Возможно, в таком случае ни один из постоянно появляющихся вирусов не заставит население паниковать, не будет «объявлять карантины во всем мире», не будет закрывать границы между государствами и не будет переворачивать мировую экономику.
Ещё новости и рекомендации от DIVIUS Law&Consulting, связанные с пандемией коронавируса:
Наш комментарий к статье "Коронный вопрос. Как эпидемия коронавируса в мире отражается на воронежском бизнесе?"
Инструкция работодателю: как перевести сотрудника на дистанционную работу. Советы юристов.